Данная страница создана во исполнение приказа по школе от 01.09.2018 г. №192 «О реализации проекта «Время читать»», а так-же во исполнение письма министерства образования Оренбургской области от 28.08.2018 № 01-23/4662 «О проекте время читать», приказа отдела образования администрации Бугурусланского района от 29.08.2018 г. №156 «О реализации проекта «Время читать»», с целью повышения читательской грамотности педагогов и школьников.
Итоги регионального проекта «Время читать» за 2020-2021 учебный год (работа с классными руководителями, сельской библиотекой, родителями) – опыт работы.
Проект «Время читать» направлен на стимулирование чтения и развитие активной читательской общности обучающихся и педагогических работников в МБОУ «Коровинская СОШ»
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Библиотека - это неотъемлемая часть образовательного процесса. А, педагог - библиотекарь – это посредник между школьником - читателем и книгой, читателем и писателем.
Главная цель работы педагога-библиотекаря:
-вызвать у школьников устойчивый интерес к книге;
-привить им первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом, электронными ресурсами.
-научить ориентироваться в библиотечном пространстве.
Задачи:
-Образовательные: расширение кругозора;
-Воспитательные: воспитание любви к книге, к чтению, пропагандировать современные произведения, чтение которых формирует нравственные качества личности, воспитывает уважение к стране и родному языку.
-Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность; развитие читательских интересов.
Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации.
В рамках реализации проекта «Время читать» на организационно - подготовительном этапе были проведены мероприятия:
-создание странички на сайте школы «Время читать!»
-анкетирование «Изучение читательского интереса» среди обучающегося и педагогического коллектива.
-создание «Золотой полки» книг (базовые и вариативные читательские списки современной литературы для всех возрастных групп).
-родительское собрание «Как привить детям любовь к чтению и потребность в нём».
Родители ознакомились с региональным проектом « Время читать», планом
реализации проекта, списком литературы.
На сайте школы работает страничка «Время читать». Обновили оформление стенда «Время читать, создана «Золотая полка книг» (списки современной литературы для всех возрастных групп).
В библиотеке оформлена выставка книг «Читайте хорошие книги!».
Дополнен стенд «Произведения- юбиляры», «Памятные даты писателей»
Для того чтобы вызвать у школьников устойчивый интерес к книге, одной из главных направлений педагогической деятельности считаю руководство чтением детей.
В своей практике использую методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы. В основе индивидуального метода руководства чтением стоит учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей. Одной из форм такого руководства являются беседы с читателем (беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном материале). Во время беседы я стараюсь вызвать у читателя интерес к книге, создавая соответствующую установку ее восприятия.
Основными формами массового руководства чтением детей являются библиотечные занятия.
Из опыта работы, выделила наиболее приемлемые формы проведения библиотечных занятий: экскурсия – просмотр, урок-презентация, конкурс – викторина, предметные громкие чтения, игры.
Важным звеном в работе массового руководства чтением являются книжные выставки. Книжная - одна из главных атрибутов любой библиотеки, которая может возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам.
В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки.
Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства. Этапы организации выставки составляются и оформляются в соответствии с ее целевым назначением после чего проводятся обзоры литературы.
В рамках проекта «Время читать!» учителями - классными руководителями в начальных классах были созданы уголки чтения, где учащиеся отмечали количество прочитанных книг, записывая авторов и названия произведения. На классных часах делились прочитанными произведениями.
В начальных классах проводились занятия с обсуждением прочитанных произведений детских русских писателей. Была организована выставка детских книг, в результате проведения такого мероприятия, некоторые дети заинтересовались новинками книг переданные в дар.
Библиотекарем школы проводились конкурсы рисунков для 1-3 классов «Моя любимая книга», многие рисовали сюжеты из сказки Аксакова «Аленький цветочек». Проводился смотр презентаций по любимым сказкам.
В рамках проекта «Время читать!» Библиотекарь сельской библиотеки красочно оформляла книжные выставки:
«По дорогам сказок», «Славные сыны Отечества», «Мы любим читать» «Жизнь и творчество С. Т.Аксакова», предложила ребятам 4 класса поучаствовать в викторине по сказке Аксакова «Аленький цветочек», вспомнили об экскурсии «В музее Аксакова».
В средних и старших классах ведутся читательские дневники, во внеурочное время проводились мероприятия библиотекарем и учителями литературы по тематике: «Любимые книги моего детства», участие принимали обучающиеся 5 - 7 классов, вспоминая, рассказывали стихи А. Барто, Б. Заходера, смешные рассказы Н. Носова, В. Драгунского.
В рамках проекта «Время читать!» проводились мероприятия библиотекарем и классными руководителями по теме: «Пусть всегда будет книга», участие приняли обучающиеся со 2 - 8 класс, рассказывали какие прочитанные книги понравились, младшие 2, 4 кл. приносили книги и обменивались.
Для нач. классов обучающиеся 8 класса вместе с классным руководителем подготовили сообщение тема: «10 причин читать книги» и рассказывали младшим. Библиотекарь провела беседу «Любим и бережем книги».
Во время празднования «Недели детской книги» проведена экскурсия в школьную библиотеку для дошкольной группы, дети с удовольствием посмотрели где живут книги, посмотрели иллюстрированные книги.
В библиотеке во время празднования «Недели детской книги» оформлялись выставки книг по юбилярам произведений, любимые наши сказочники, в стране почемучек, наш край, наши славные сыны и др.
В рамках проекта «Время читать!» начальных классах библиотекарем Терентьевой Т.Н. проводилось путешествие по страницам любимых сказок с характеристиками положительных и отрицательных героев.
Также во 2- 4 классе проведено мероприятие «Почитаем, поиграем, отдохнем, время с пользой проведем».
С 5 по 9 класс проводились литературные часы с учителями литературы и классными руководителями, с обзором и рассуждениями по произведениям, стихотворений писателей, поэтов Оренбургской области.
В 7 классе учителем литературы Блиновой О.А. проводился конкурс чтецов «Мое Оренбуржье». Была оформлена выставка книг, обучающиеся читали стихи: Морского, Левановского, Шиперова.
Учителя русского языка и литературы Блинова О.А., Гаркина О.В.. проводили беседы посвященные формированию читательской культуры.
Самые маленькие учащиеся, первоклассники тоже стали читателями, приходили в библиотеку читают, активно участвуют в конкурсах рисунков, в викторине по любимым сказкам, лепили из пластилина сказочных героев.
Посвящение в читатели первоклассников прошло в рамках проекта «Время читать», учащиеся 4-5 класса представили театрализованную постановку со сказочным героем Буратино, в которой рассказали о библиотеке, как стать читателем и как нужно беречь книгу. Звучали стихи, песни.
На прощание первоклассники дали клятву регулярно читать книги и посещать библиотеку.
Классные руководители, учителя вместе с учениками провели акцию «Помоги библиотеке» по сбору книг для школьной библиотеки, многие принесли детские книги в дар.
В целях развития устойчивой потребности к чтению в нашей школе проходила акция «Читаем всей семьей» среди обучающихся 1-10 классов. В рамках акции проходил конкурс рисунков «Русские народные сказки»(1-4 классы), викторины по сказкам А.С. Пушкина (5-7 классы), урока – тестирование по рассказам А.П. Чехова (8-10 классы). Самые активные читатели были награждены грамотами по номинациям: «Самый талантливый», «Самый много читающий»
Подведя итоги своего анализа, как педагогу – библиотекарю конечно хотелось бы видеть своих читателей - школьников, которые будут хорошо ориентироваться в библиотеке, работать самостоятельно с фондом, уметь находить нужную информацию. А для этого думаю надо создавать все условия - создание предметно-развивающей среды в библиотеке с применением новых информационных технологий, тесное взаимодействие с педагогами и родителями, повышение своего профессионального уровня.
В библиотеке были оформлены выставки « Я и закон», «Я за здоровый образ жизни», «Твоя жизнь в твоих руках», «В стране непрочитанных книг», к юбилеям Рубцова, Мусы Джалилю, Ю. Гагарину.
В феврале прошел праздник для первоклассников «Посвящение в читатели»
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать»
в МБОУ « Коровинская СОШ» (апрель)
В рамках проекта «Время читать!» в апреле месяце во внеурочное время проводились мероприятия библиотекарем и классными руководителями по теме: «Книга наш друг и помощник», участие приняли обучающиеся со 2 - 7 класс.
В 1,3 классе проводилось мероприятие по юбилейным произведениям «Своя игра».
Также в начальных классах со 2 по 4 класс проводилось Терентьевой Т.Н. мероприятие посвященное ко «Дню космонавтики» дети читали стихи, готовили сообщение о Ю.А. Гагарине о первом человеке кто покорил космос, о его семье, познакомились с книгами, посмотрели презентацию о Гагарине, про космос. В библиотеке оформлена выставка книг «Он был первым…»
С 6 по 9 класс проводились литературные часы с классными руководителями, с обзором и рассуждениями по произведениям которые читают.
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать» в МБОУ «Коровинская СОШ» за сентябрь (2019-2020 учебный год).
С реализацией проекта «Время читать» в Коровинской школе были ознакомлены обучающиеся, педагогический коллектив и родители.
Проводилось анкетирование обучающихся начальных классах и в старших, также в анкетировании участвовал и педагогический коллектив с рассуждениями какие произведения лучшие для прочтения младшим и старшим ребятам.
На сайте школы работает страничка «Время читать».
Были внесены изменения в оформлении стенда «Время читать, создана «Золотая полка книг» (списки современной литературы для всех возрастных групп).
В библиотеке оформлена выставка книг «Читайте хорошие книги!».
Дополнен стенд «Произведения- юбиляры», «Памятные даты писателей»
В начальных классах проводилось занятие с обсуждением прочитанных произведений детских русских писателей за летнее время. Была организована выставка детских книг, в результате проведения такого мероприятия, некоторые дети заинтересовались новинками книг переданные в дар.
Библиотекарь Терентьева Т.Н.
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать» в МБОУ «Коровинская СОШ» за октябрь (2019-2020 учебный год).
В рамках проекта «Время читать!» в течение октября прошли интересные мероприятий литературной направленности для разных возрастных категорий обучающихся, развивающих интерес школьников к чтению.
Учащиеся средних и старших классов создали читательские дневники, где записывают, фиксируют прочитанные произведения с маленьким описанием, обсуждением.
Обучающиеся 5 класса вместе с учителем литературы писали мини – сочинение по понравившемуся произведению.
Во внеурочное время в начальных классах проводилось чтение с обсуждением произведений русских писателей.
Библиотекарем Терентьевой Т.Н. было проведено мероприятие для 1-3 классов «Мое любимое произведение», активнее всех был 1 класс, они подробно рассказывали сказки, по сказочным героям определяли с каких произведений они взяты.
Учителя русского языка и литературы Блинова О.А., Зубаирова Р.Н. проводят со старшими (8-9-10 класс) круглые столы, беседы посвященные формированию читательской культуры.
Классные руководители, учителя вместе с учениками провели акцию «Помоги библиотеке» по сбору книг для школьной библиотеки, начальные классы приняли участие и принесли книги в дар библиотеке.
Библиотекарь Терентьева Т.Н.
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать» в МБОУ «Коровинская СОШ» (ноябрь 2019 г.)
В рамках проекта «Время читать!» в течение ноября прошли интересные мероприятия литературной направленности для разных возрастных категорий обучающихся, развивающих интерес школьников к чтению.
Во внеурочное время в начальных классах проводилось чтение «Мы – читатели с обсуждением произведений и рассказов о дружбе.
Библиотекарем Терентьевой Т.Н. был проведен конкурс рисунков для 1-3 классов «Моя любимая книга», многие рисовали сюжеты из сказки Аксакова «Аленький цветочек». Посмотрели презентацию по любимым сказкам. В 4 классе была проведена викторина по сказке «Аленький цветочек», вспомнили об экскурсии «В музее Аксакова».
Учителя русского языка и литературы Блинова О.А., Зубаирова Р.Н. проводят со старшими (8-9-10 класс) круглые столы, беседы посвященные формированию читательской культуры.
На уроках внеклассного чтения в 5-6 классах к юбилею Кира Булычева по книге «Девочка с Земли» был проведен конкурс рисунков.
Библиотекарь Терентьева Т.Н.
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать» в МБОУ « Коровинская СОШ» (декабрь)
В рамках проекта «Время читать!» в течение декабря прошли интересные мероприятия литературной направленности для разных возрастных категорий обучающихся, развивающих интерес школьников к чтению. Учителя русского языка и литературы Блинова О.А., Зубаирова Р.Н. проводили беседы посвященные формированию читательской культуры. В 5, 7 классе проводили литературную викторину «По страницам любимых книг». Также дети начальных классов предпочитают читать сказки разных народов и русские народные сказки. Самые маленькие учащиеся, первоклассники теперь тоже являются читателями, приходят в библиотеку читают, активно участвуют в конкурсах рисунков, в викторине по любимым сказкам. Классные руководители, учителя вместе с учениками провели акцию «Помоги библиотеке» по сбору книг для школьной библиотеки, многие принесли детские книги в дар. В библиотеке оформлены выставки книг «Книги - юбиляры», «Гостиная Корнея Чуковского», «Что за прелесть, эти сказки»».
Библиотекарь Терентьева Т.Н.
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать» (январь)
В рамках проекта «Время читать!» в течение января прошли интересные мероприятия литературной направленности для разных возрастных категорий обучающихся, развивающих интерес школьников к чтению.
В начальных классах библиотекарем Терентьевой Т.Н. проводилось путешествие по страницам любимых сказок с характеристиками положительных и отрицательных героев. Также в 1-2 классе было проведено мероприятие «Путешествие по сказкам». Детям понравилось мероприятие, выполнялись разные задания из сказок.
С 5 по 7 класс проводился час истории учителем Седовой Т. И. с презентацией обзором и рассуждениями посвященный снятию блокады героического Ленинграда.
В библиотеке оформлена выставка «Была война», посвященная снятию блокады Ленинграда.
Библиотекарь Терентьева Т.Н.
Отчет по реализации плана мероприятий проекта «Время читать» в МБОУ «Коровинская СОШ» (февраль)
В рамках проекта «Время читать!» в течение февраля прошли интересные мероприятия литературной направленности для разных возрастных категорий обучающихся, развивающих интерес школьников к чтению.
В начальных классах библиотекарем Терентьевой Т.Н. было проведено мероприятие, где первоклассников принимали в читатели. Мероприятие было интересным и увлекательным: в гостях были Буратино, Незнайка, которые задавали вопросы по сказкам, загадки.
Ученики 2,4 класса познакомили первоклассников с правилами обращения с книгой. Библиотекарь рассказала про появление первых библиотек и т. д.
В заключение первоклассников поздравили с принятием в читатели, Буратино раздал удостоверения.
Также в феврале в библиотеке прошел конкурс выразительного чтения «Живая классика» среди учащихся 5-8 классов. В конкурсе приняли участие лучшие чтецы классов. Были выбраны отрывки из произведений: Приставкина, Фадеева, Гроссмана, Куцко, Яковлева.
Жюри оценивало грамотность, выразительность, соответствующее возрасту.
На конкурсе присутствовали представители родительского комитета, с сельской библиотеки. По итогам были названы лучшие чтецы.
Библиотекарь Терентьева Т.Н.