ПАМЯТКА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
НЕЛЬЗЯ
1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;
4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших – всегда спрашивай родителей;
5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
ОСТОРОЖНО
1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;
2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои
аккаунты в соцсетях и других порталах.
МОЖНО
1. Уважай других пользователей;
2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!
Информационная памятка для обучающихся для размещения на официальных Интернет-ресурсах
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.
Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
Методы защиты от вредоносных программ:
- Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
- Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
- Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
- Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
- Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
- Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников;
- Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность».
До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».
Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.
Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:
- Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
- Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
- При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
- Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
- Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
- В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
- Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
- Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
- Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
- Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
- Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
- При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
- Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.
Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.
В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной.
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
- Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
- Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
- Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;
- Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.
Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
- Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
- Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
- Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
- Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
- Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
- Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
- Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
- После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете.
Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких - все это накапливается в сети.
Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.
Уже сегодня существуют программы и сервисы, которые анализируют интересы, записи на стене, увлечения, высказывания, фотографии и другие данные, опубликованные потенциальными кандидатами на работу. В случаях несоответствия описания кандидата результатам, работодатели отказывают в работе.
Имеются неоднократные примеры, когда за некорректные комментарии или фотографии уволены стюардессы, учителя, госслужащие, сотрудники крупных компаний.
Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой - как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.
Основные советы по защите цифровой репутации:
- Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
- В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;
- Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.
Сетевой этикет. Кибербуллинг или виртуальное издевательство
В ходе сетевого общения необходимо придерживаться следующих правил поведения:
- Помнить о том, что ведется диалог с человеком и не забывать об эмоциональной сфере. В ходе дискуссии можно очень легко ошибиться в толковании слов собеседника, забыв, что собеседник имеет чувства, привычки, позицию и мировоззрение.
- Необходимо следить за формулировками и используемой лексикой, избегать жаргонной и ненормативной лексики и соблюдать правила орфографии и пунктуации, поскольку любая информация может быть включена в новый контекст и поменять смысл.
- Необходимо правильно выбирать модель поведения, ведь принимаемая в одном месте, она может быть неприемлема в другом. Оказавшись на новом сайте, в группе или новом блоге, сначала необходимо ознакомиться с правилами и прочитать, как и о чем говорят участники дискуссии, узнать методы и форматы общения и только после этого вступать в дискуссию. Также общение с друзьями может включать в себя некую расслабленность, но в коммуникации с коллегами, начальством или другими лицами - это не допускается.
- Проверять достоверность фактов и информации перед публикацией. Недостоверная информация способна вызвать негативную оценку со стороны собеседников.
- Необходимо обратить внимание на логичность текста, который должен быть выстроен так, чтобы в нем не было ни одной «логической дыры» и обобщений, чем могут воспользоваться для опровержения собеседники.
- Нельзя распространять личные данные, позволяющие идентифицировать пользователя, поскольку в реальной жизни его могут найти для причинения вреда его здоровью, а в сети невозможно быть абсолютно уверенным в том, что собеседник - это тот человек, за которого он себя выдает.
- Помнить об отсутствии анонимности в сети и действии законов в сетевом пространстве. Выдавая себя за кого-то другого, оскорбляя и запугивая других пользователей, распространяя запрещенную информацию и осуществляя другие действия, незаконные или запрещенные администрацией сайта или сервиса, помнить о том, что администрация сайта или сервиса и правоохранительные органы могут определить любого пользователя по его IP-адресу.
При ответе на замечания в сети «Интернет» необходимо придерживаться следующих правил:
- избегать открытого противоречия;
- сохранять спокойный, доброжелательный тон;
- с уважением относиться к позиции собеседника;
- подчеркивать позитивные моменты, признавать правоту собеседника;
- быть лаконичным.
Однако в сети «Интернете» пользователь может стать жертвой издевательств, хулиганства и бойкота, а также преследоваться сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию и запугивание. Такие действия имеют общее название – это кибербуллинг или виртуальное издевательство.
Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Зачастую кибербуллинг рассматривается специалистами как социальное давление, перенесенное в плоскость электронного общения путем использования электронной почты, социальных сетей, смс-сообщений, мессенджеров и других средств коммуникации в Интернете.
Независимо от формы проявления кибербуллинг может причинить значительный вред жертве, а в крайних случаях привести к самым трагическим последствиям.
Обычно выделяют следующие виды кибербуллинга:
- Оскорбление происходит посредством оскорбительных комментариев и вульгарных обращений, происходящих в публичном пространстве интернета;
- Домогательство от незнакомцев, адресованное конкретно пользователю;
- Клевета путем выставления жертв в неблагоприятном свете с помощью различных материалов или информацией;
- Использование фиктивного имени, когда кто-то выдает себя за другого человека, используя пароль жертвы, либо создает поддельную страницу на ее имя, где размещает лживый и унизительный контент или отправляет различные сообщения друзьям и знакомым жертвы негативного характера для ухудшения отношения к жертве.
- Публичное разглашение личной информации осуществляется путем распространения личной информации для шантажа или оскорбления жертвы.
Чтобы противостоять кибербуллингу, необходимо следовать ряду правил.
Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать, поскольку обычно агрессия прекращается на начальной стадии.
В случае их продолжения, в том числе регулярного, необходимо игнорировать такие сообщения и не стоит угрожать хулигану «найти и наказать». Это лишь спровоцирует хулигана на продолжение конфликта и социального давления, что усугубит ситуацию.
Неоднократно в практике имеются случаи, когда киберхулиганы могут специально создавать поводы, заставляя сердиться свою жертву до такой степени, что она рано или поздно отвечает разгневанным или оскорбительным замечанием. После такой реакции киберхулиган уведомляет администраторов сайта или сервиса о недопустимом содержимом и нарушении правил пользования услугами сети, после чего аккаунт жертвы блокируется.
Следующим этапом является бан или внесение в черный список агрессора, функция которого предусмотрена во всех сервисах, имеющих функцию общения. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов, а для смс-сообщений для этого достаточно обратиться по телефону в службу поддержки оператора.
Пользователь также имеет возможность заблокировать самого хулигана, обратившись с жалобой в адрес администрации сайта, потребовав применить санкции в отношении обидчика и даже удаление его аккаунта. Жалобу необходимо сопроводить скопированной или сохраненной информацией фактов поступивших сообщений, в частности угроз.
При наличии угроз жизни и здоровью кибербулинг может перейти в реальную жизнь, вместе с подтверждениями можно обратиться в правоохранительные органы для защиты пользователя и его близких, действия обидчиков могут попадать под статьи действия Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Если же пользователь стал свидетелем кибербуллинга, то ему необходимо:
- выступить против преследователя или хулиганов, указав на правовые последствия данных действий;
- поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь;
- сообщить администрации сайта или сервиса о случившемся с просьбой предпринять соответствующие меры.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
- Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
- Управляй своей киберрепутацией;
- Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
- Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
- Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;
- Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
- Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
- Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.
Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
- Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
- Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
- Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
- Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
- Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
- После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
- Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
- Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
- Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.
Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов.
В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.
Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:
- Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
- Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
- Не указывай личную информацию в профайле игры;
- Уважай других участников по игре;
- Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
- Используй сложные и разные пароли;
- Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.
Фишинг или кража личных данных
Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом.
Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
Основные советы по борьбе с фишингом:
- Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
- Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
- Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
- Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам